Наталья Захарова,
журналист, редактор детско-юношеской
газеты «Пикник» ДК «Родина» г. Бердска
Традиции и современность - две вещи совместимые?
Побывав на конкурсе в Иркутске и семинаре в Архангельске, руководитель студии «Лад» (ДК «Родина» г. Бердска) Татьяна Киселева убедилась, что правильно делает, занимаясь с детьми народной культурой. Именно малыши способны на уровне разбуженных чувств и полученных навыков воспринять позитивную энергию и полезную информацию, которые таят в себе обряды и народные куклы.
Кто я — мастер или педагог?
Две эти поездки произвели на Татьяну Николаевну огромное впечатление: они были и результативными, и важными в плане осознания собственной дальнейшей деятельности. На Всероссийском конкурсе мастеров народных ремесел в Иркутске «Сибирь мастеровая» руководитель студии «Лад» (ДК «Родина») Татьяна Киселева заняла второе место в номинации «Тряпичная крестьянская кукла». А в Архангельске, на базе школы народных ремесел, проходил Всероссийский семинар-практикум «Народное искусство и дети». В школе ремесел бердчанка познакомилась с педагогами-единомышленниками, которые поделились уникальным опытом. Они занимаются с детьми с начальной школы по 17-ти направлениям: береста, резьба по кости, лоскутная техника... А после этого погружения воспитанники выбирают для себя мастерскую, в которой оттачивают ремесло.
Что больше всего поразило бердчанку в обоих регионах? То, что народная культура активно поддерживается. Возможно, это связано с тем, что и Иркутск, и Архангельск были очень богаты традициями и промыслами, и потому там их всеми силами сейчас стараются возродить.
Очарование народной культурой
Татьяна Киселева была одной из первых, кто пришел с народными традициями в школу и, опережая время, занимался тем, что сейчас пытаются внедрить повсеместно.
— Мы создали площадку «Возрождение народной культуры» на базе школы № 12 (директор Анна Никифоровна Собакарь), полностью выстроили систему: занятия во второй половине дня, суббота — развивающий день. Признаюсь, сначала ребятишки смеялись над сарафанами и надевать народные костюмы не хотели. А уже через три года с удовольствием гуляли на Масленицу, всей школой проводили праздник Сорок сороков… Это было настоящее «затмение», в хорошем смысле слова: мы пели песни, мастерили солнышки, пили чай... Мы первыми в городе совместно со специалистами ДК «Родина» стали проводить Масленицу в Прощеное воскресенье, а не просто Проводы зимы. Для того чтобы приобщение к народной культуре было грамотным, мы, при поддержке директора ДЭЦ «Берегиня» Лилии Васеха, освоили курс педагогов-этнологов.
Руки скучают по работе
Откуда в Татьяне Киселевой это очарование народной культурой? Первое образование у нее техническое: как сказал отец, закончи техникум, положи диплом на стол, а потом — делай что хочешь. Уже в Бердске она работала в школе преподавателем труда, потом закончила НГПУ по специальности «преподаватель истории и МХК».
— Это всегда было во мне, где-то глубоко. У меня дома до сих пор висит портрет моей бабушки Фёклы Архиповны, которую я очень любила. Это был удивительный человек, учитель: она никогда не повышала голоса, в ней было редкое сочетание — любви к детям и желания создавать что-то творческое. Две мои тети были портнихами, другая бабушка — скорняком. Вот и мои руки все время скучают по работе. Муж Юрий Алексеевич вечно в партитурах — дома и на работе. А мне хочется руками что-то делать: шить, вязать...
Что касается народной культуры, то, по убеждению бердского педагога, в ней содержится кладезь мудрости и ценной информации, накопленной веками. Вот, к примеру, повезли участников семинара в Архангельске в музей под открытым небом. И показывают избу, «красный» угол, иконы. «Прожив столько лет и работая в этом направлении, я услышала впервые о том, что рушник нужно обязательно укладывать в три складки: во имя Отца, Сына и Святого Духа».
Узнала Татьяна Николаевна и о том, что делали поморы для того чтобы унять плачущего ребенка: мать накидывала на люльку свою рубаху, потому что запах матери... успокаивал младенца. Получается, что мы накидываем красивую пеленочку в рюшах над кроватью, вешаем красивые погремушки и не задумываемся, что каждый элемент крестьянского быта был четко организован и направлен на гармонизацию жизни людей.
Центр профессиональной пробы
Когда эксперимент по реализации программы по возрождению народной культуры в школе свернулся, Татьяна Киселева не оставила любимое дело. Она собрала вокруг себя мастеров города, объединилась с теми специалистами, кто работает в клубе «Прогресс». А здесь всегда была налажена связь со школами: № 12 и 5. И в итоге здесь, уже в рамках культурно-досуговой деятельности, получился своеобразный центр профессиональных проб. С самыми маленькими ребятишками педагог работает по народному обрядовому календарю. Причем, ребятишки не просто занимаются рукоделием, плетут кисточки, создают композиции, но и погружаются в праздники, обряды, носят народные костюмы. Сами мастера шьют уникальные костюмы: это мастера «Лада» одели фольклорный ансамбль «КрАсота» к международному фестивалю, а на средства гранта они сшили коллекцию костюмов курмушек (традиционная верхняя женская одежда) для ансамбля «Русский клуб» (ДК «Родина»). А вместе со студией мультипликации «Арбуз» мастера «Лада» сумели наполнить народную культуру современными технологиями: результатом совместной работы двух коллективов стал мультипликационный фильм «Зеленые святки Сибири» и Президентский грант.
Несколько лет назад в России все мучительно искали национальную идею. Постепенно все успокоились, видимо, кто-то нашел для себя свой духовный ориентир, в целом установка в стране такова: хочу жить хорошо... И вот уже Президент в послании к Федеральному собранию говорит о том, что общество испытывает дефицит духовных скреп милосердия, сочувствия, поддержки, взаимопомощи — того, что всегда делало нас сильнее. И обращение Владимира Путина Татьяну Киселеву очень порадовало. «Мне очень жаль, что постепенно разваливается стройная система профессиональной ориентации, которая создана в клубе «Прогресс», что исчезает техническое творчество. Но мы могли бы возродить то, что потеряно в обществе, и наш клуб мог бы стать школой ремесел для микрорайона, куда любой человек мог бы привести своего ребенка, и этот ребенок попытался бы найти для себя свою нишу и дело по душе».