Поиск    2023 год объявлен Годом педагога и наставника          

Технологии культуры


«Добро пожаловать на праздник, или посторонних быть не должно!»

      Как регулировать общественную жизнь территории через праздник? В чем специфика праздничного общения? Какова структура праздника? Ответы на эти и многие другие вопросы можно было услышать на семинаре социального психолога, профессора Евгения Владимировича Руденского. Мероприятие прошло в рамках программы Областной школы «Современная праздничная культура», которую организовал для специалистов культурно-досуговых учреждений Новосибирский областной Дом народного творчества.
      Эта фундаментальная учебная акция одним своим названием – «Социально-психологическая режиссура массового праздника» – настраивала участников на серьезную работу и максимальную включенность в происходящее действо. Именно действо – иначе не назовешь настоящий моноспектакль, временами перераставший в творческую массовку, который предложил слушателям профессор Руденский. Социальная психология в действии – его конек и изюминка всех лекций и семинаров, на которых надо непременно присутствовать. Мы попытались передать смысловое наполнение этих занятий на бумаге…
      В качестве примера лектор привел занятный факт: в болгарском городе Пловдиве бюджет комитета по организации праздников равен примерно половине бюджета Новосибирской области. Почему так много для столь небольшого города? Ответ, думаем, очевиден: как празднуем – так и живем. Если на празднике кто-то всё делает за нас, отнюдь не мастерски дергая за ниточки, — чего нам ждать от такого времяпрепровождения? Ничего, кроме разочарования. Если же мы будем вовлечены в так называемый театр массового праздника как участники, как сами себе актеры и режиссеры – тогда другое дело!
      Эмоциональное «невключение» зрителей – беда наших массовых празднеств. Достаточно вспомнить любое общегородское или поселковое гулянье – на сцене кто-то поет или  танцует, вокруг или поодаль стоят зрители. Происходит примерно то, что так здорово обыграно в знаменитом фильме Э. Г. Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» — «зрители хлопают, хлопают» и расходятся в недоумении: «А что это было?» Так между зрителями и артистами возникает так называемая «четвертая стена». Как заранее избежать такого поворота праздничных событий?
      Только интерактивно-игровая ситуация, в которую должен быть с первых секунд вовлечен каждый участник праздника, может противостоять тотальному «невключению» российского жителя в массовое действо. Для режиссера и сценариста главное – все очень четко продумать, уверен профессор. Его огромный опыт в подобного рода проектах и постановке  праздников, а также знание механизмов социальной психологии подсказывают верный ход: через интерактивное взаимодействие участников происходит их эмоциональное заражение, начинается цепная реакция, изнутри побуждая зрителей включиться в происходящее вокруг. Даже самые пассивные и стеснительные не могут тогда устоять. И перед нами уже не театр масок на сцене, а театр людей на площади, которые хотят праздника и готовы для него  потрудиться. Если это включение происходит – ни о какой пресловутой «эмоциональной тупости» говорить не приходится.
      Чтобы лучше объяснить суть организации интерактивного соучастия незнакомых доселе людей, профессор Руденский импровизирует и здесь же, на семинаре, проводит мини-психотренинг с нами, слушателями.

Игровая ситуация

      Назначен новый директор СДК (его роль сыграл настоящий директор СДК — симпатичный мужчина из Мошковского района). Из двадцати пяти присутствующих (в основном   женщин) за две минуты он должен набрать себе команду сотрудников и распределить между ними обязанности. Критерий отбора – субъективный «первый взгляд». Как выяснилось, именно по контакту «глаза в глаза» и попали в команду условного директора половина участников игры. Потом, пока все «невыбранные» распивали в перерыве чаи, избранная голодная команда должна была за пятнадцать минут методом «мозгового штурма» придумать творческое поздравление своему мнимому директору – ни много ни мало — с рождением ребенка!

      …Честно скажем, минут пять мы выжимали из себя абсурдные и банальные идеи. На шестой минуте в команде выделился лидер-режиссер (девушка-хореограф из ДК п. Кольцово, по диплому – «актриса театра и кино»). Дело пошло более слаженно, и в итоге десятиминутных прогонов этого коллективного, «с миру по нитке» сочиненного, сценария мы «отчебучили»-таки театрализованную открытку. Представьте: семь женщин «вплыли» в семинарскую аудиторию клином журавликов, по задумке, принесших на крыльях невидимого «младенца», и под курлыканье мелодии футбольного гимна (шел чемпионат Европы), под нарастающие по силе завывания «Оле-оле!», «младенец» был передан с наших «крыл» в руки «любимому шефу-болельщику». Сам Руденский был в восторге! Да и зрители, конечно, захлопали, причем не отстраненно, «из-за стены», а вполне себе «включенно», так как на нашем месте они легко могли оказаться сами...
      Так вот, не познакомившись толком, не зная друг друга по именам, семь человек из разных районов в течение двадцати минут были одной командой. Между нами, выражаясь языком научным, произошла «аттракция» (или притяжение), когда в финале все почувствовали себя единой общностью, и при этом реализовалась потребность каждого «выделиться» из толпы. В то же время было достигнуто и взаимодействие между нами – интеракция, то есть единственный психологический механизм, обеспечивающий жизнь человека, его мышление.
      Таковы законы настоящей игры-праздника, эффект которой запоминается надолго. Потому, встретив на улице кого-нибудь из «команды» через годик, каждый из нас, наверное, подошел бы и сказал любой из «сослуживиц»: «А помнишь…». Вот это и называется «эмоциональное включение в праздник через интерактивную игру» по Е. Руденскому.
      Впрочем, если идти дальше, отметим, что человек должен не просто играть – он должен «пережить» происходящее через общение с другими, наверное, лучше всего – себе подобными. Отдельными манипуляциями здесь не обойдешься, но если точно просчитать все социально-психологические моменты праздника – в итоге могут произойти и «катарсический взрыв», и даже смена личностных установок участников. Тогда речь пойдет уже о воспитании чувств, не меньше. Включается социально-психологический механизм, который меняет человека.
      Здесь Евгений Руденский возвращает нас к этимологии слова «праздник» = «праздный», то есть «освобожденный от условностей», отказавшийся от привычных социальных ролей и примеривший роли игровые, карнавальные. (Руденский отсылает к работам классиков психологии — голландца И. Хейзиге «Хомо Люденс (Человек Играющий)», Д. Б. Эльконина «Психология игры», М. Бахтина «Ф. Рабле и народная смеховая культура Средневековья».)

Как организовать позитивное общение на массовом празднике?

      Существует множество приемов, но мы приведем наиболее, по мнению профессора, эффективные.
      Например, можно привлечь людей работать актерами-аниматорами, пригласив их «поиграть в…», устроив целый «театр массового праздника». Или – организовать игровой турнир-состязание, к примеру, «за право называться патриотом» — на силу и ловкость, с примеркой тяжелых доспехов воина-богатыря или поднятием имитации его не менее тяжелого меча.
      А можно сформировать игровые команды задолго перед праздником. Мы, оказывается, единственная цивилизованная страна, в которой этот принцип организации массового праздника не используется. Это может быть команда двора, района, дома и т. д. И тогда уже на этом этапе человек получает признание в ближайшем окружении. А участие вместе с командой в массовом празднике приносит еще и признание всеми.
      Потребность в признании  важна сама по себе, но еще важнее — чтобы признание было обоюдным: вы признаете их, они – вас. Режиссеру важно поставить участников праздника в соответствующую ситуацию, где бы каждый участник такое признание получил.
      Еще одна потребность – в эмоциях – также должна удовлетворяться в праздничном процессе. Пока, к сожалению, нередко люди (особенно молодые) получают деструктивное эмоциональное насыщение – в разобщенности, «шаманском», индивидуальном действе. А позитивное эмоциональное насыщение приходит с участием, с приобретением эмоционального опыта на празднике, «от которого хочется жить».
      Необходимо при разработке сценария учитывать и важную потребность человека в психологической безопасности, когда именно в празднике происходит проигрывание каких-то пугающих ситуаций, после которого они воспринимаются как нечто естественное и нестрашное. Сделать страшное смешным  можно именно на празднике.
      И, наконец, праздник удовлетворяет потребность в самоутверждении – ну где современному взрослому человеку еще можно померяться силами или залезть на столб и т. п.?
      Что касается социально-психологического сценария праздника, то профессор Руденский советует при его разработке закладывать в него как особо эффективные механизмы только четыре метода социально-психологического воздействия: психологическую атаку, психологическое давление, психологическое программирование и психологическую манипуляцию. Не пугайтесь – все достаточно просто и вполне доступно даже не психологу.
      Психологическая атака – это быстрый, менее минуты, активный, многословный и многозначный, подвижный, «пантомимический» метод воздействия на психику. При атаке важен быстрый выбор вами лидера группы. Этот метод лучше всего помогает пережить катарсис в празднике, предполагая спонтанность, побуждение человека к нужной вам реакции.
      Психологическое программирование – напротив, предполагает, что человек или группа попадают в поле вашего воздействия надолго. Это метод однообразного, точного, в заданном направлении, настойчивого и однозначного, уникального, неподвижного и инертного воздействия на психику с целью создания алгоритма его мышления.
      Психологическая манипуляция – это мощный и сложный метод воздействия с высоким и быстрым результатом. Пользование им требует специальных психологических навыков от специалиста, по сути оно деструктивно и имеет своей целью внушение как программу действия для человека. Суть манипуляции в двойственности: видите одно, а слышите другое. Даже композиционно манипуляция продумана и выстроена, как метроном, как спектакль: есть своя завязка, кульминация и развязка действия манипулятора. На празднике умеючи можно все так срежиссировать, чтобы привлечь внимание аудитории, довести ее до нужного напряжения, внешне и внутренне воздействуя и ставя подвергающихся манипуляции в неудобное положение выбора своего поведения между двумя альтернативами без вариантов («Докажи, что ты не…)
      Психологическое давление – организуется с помощью внушительного, сильного, интенсивного  указующего, обязательно утвердительного, стабильного воздействия на психику – с целью принуждения к действию, снижающему статус  в пользу того, кто воздействует.
      Итак, социально и психологически выстроенный сценарий призван организовать ваши усилия по всем направлениям, при этом вы должны четко знать, что и за чем происходит в организованном вами празднике.

Как правильно «запустить» механизм коррекции судьбы?

      Мы привыкли воспринимать праздник как день торжества, установленный в честь, в память кого-либо или чего-либо. Доктор Руденский убежден: праздник есть социально-психологический механизм коррекции человеческой судьбы. Обладая большим опытом коррекционной работы, осуществляемой через праздники, Евгений Владимирович подробно объяснил, за счет чего происходит качественное проникновение, погружение участников в это социальное событие. В первую очередь – за счет общения. Общение есть многоплановый процесс, который характеризует установление и развитие контактов между людьми. Таким образом, качество праздника определяется степенью контактности, то есть тем, насколько люди активно взаимодействуют друг с другом.
      Как известно, человек – существо социальное и в общении нуждается всегда. Причем у него есть острая необходимость вести диалог не только с окружающими, но и с самим собой. Работа коллективов художественной самодеятельности, праздничные мероприятия призваны создавать условия для общения «по поводу», а также для осознания каждым участником самого себя через взаимодействие с другими.
      Праздник – это своего рода компенсация чувства неудовлетворенности жизнью. Самодеятельным артистом зачастую движет в первую очередь желание стать в своем кругу признанным человеком, самоутвердиться. Для этого ему нужно учиться взаимодействовать с окружающими. Механизмы познания, понимания другого человека включают в себя идентификацию (отождествление себя с каким-либо значимым лицом), эмпатию (синхронное действие), рефлексию и т. д. Грамотно организованный праздник становится частью нравственной регуляции участников, влияет на их взгляды и установки.
      Не стоит забывать, что праздничное общение – специфическое. Казалось бы, к примеру, семейный праздник должен предполагать семейное общение. Евгений Руденский разграничивает эти понятия: «Люди приходят на праздник, чтобы поменять тип общения, сменить социальные роли на игровые. Праздник – это момент прерывности жизни. В процессе него я должен осознать, насколько хороша моя обыденная жизнь. Праздник создает социальную память».
      В основе праздничного общения лежат три компонента. Первый, коммуникативный, носит характер зрелищной игры, которая  демонстрируется в качестве примеров для подражания. «Такой профессии, как актер массового праздника, как таковой нет», - заметил Евгений Руденский. Однако, например, скоморохи – это те же актеры. Актер – человек, действия которого служат источником для подражания. «Феномен дурака, – пояснил лектор, – подразумевает, что маска, которую я надеваю и скрываюсь за ней, помогает мне воздействовать на людей».
      Второй, интерактивный, компонент направлен на взаимодействие: здесь уже нет разделения на организаторов и зрителей. Лучшая форма интеракции, по мнению Евгения Руденского, это интерактивная игра – возможность существовать сразу в двух планах (быть самим собой и при этом играть роль). Игра содержит много спонтанностей, что сближает ее со сценическим действием. Она становится тем зрелищем, которое всех потрясает.
      Третий структурный компонент – это перцепция, то есть восприятие. Наиболее эффективное соотношение компонентов: 1/10 – коммуникативный и 9/10 – интерактивный, перцепция идет параллельно этим двум компонентам. Так, воздействие приводит к действию, действие создает зрелище - человек, участвуя в празднике, наблюдает себя и своих партнеров. Когда все каналы общения «загружены», человек полностью организован и погружен в праздник.
      Основное правило использования средств праздничного общения гласит: чем больше участников, тем меньше вербального общения. Проще говоря, чем больше людей, тем меньше слов. В распоряжении организаторов – танец, инсценированная песня, пантомима и пр. Основное правило использования форм праздничного общения: разнообразие приветствуется. Зрелищно-игровая, обрядово-игровая (церемонии и ритуалы), карнавально-игровая (розыгрыш, клоунада, ряженье), хороводно-игровая – все эти формы отличаются по характеру игрового действия.

Как создать зрелище из игры?

      Отдельно Евгений Руденский остановился на зрелищно-игровом общении, пошагово объяснив, как организовать игру так, чтобы она стала зрелищем. Важно правильно выбрать место. Оно должно отвечать условиям зрелища. Дистанция между точкой восприятия и первым человеком должна быть не менее 15 метров.
      «Экспозиция» – «демонстрация ситуации»,  погружение в действие – включает, во-первых, так называемую аудиальную настройку аудитории. Слух очень быстро начинает перестраивать систему регуляции поведения человека. Профессор посоветовал в процессе аудиальной настройки не выводить актера-исполнителя, чтобы был момент активного поиска источника звука, осмысление зрителем того, что он слышит. После этого его необходимо вывести из пассивно-созерцательного состояния в активно-деятельностное. Нужна интрига – то есть «завороженное внимание». Затем можно вводить в действие, раскрывать замысел. Задача экспозиции как системы событий, эпизодов – максимальное количество людей перевести из пассивного в активное состояние. Кульминация праздника должна стать эпизодом социально-психологического единения, эпилог -- программой побуждения к послепраздничному действию, формированием установки. Лучше всего после праздника не обсуждать собственные недоработки и не устраивать массовых дискотек и т.д., чтобы не стереть эффект. Высший пилотаж организации праздника – побудить людей продолжить праздник дома.
      Итак, чтобы сделать на празднике всё так, как вы хотите, – надо приложить немало усилий, прочитать кучу литературы, быть гением общения или… просто прослушать курс профессора Руденского.
      Что выберете вы?

Марина Салмина, Юлия Батракова,
слушатели

      Наша справка.
      Руденский Евгений Владимирович
      Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор социальной психологии и клинической социологии, действительный член Академии педагогических и социальных наук, действительный член Международной академии социальной работы, действительный член Международной академии социального прогнозирования, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, профессор кафедры педагогики.
      Работает в НГПУ с 1992 года.
      Тема диссертационного исследования: «Феноменология и социальная технология праздничного общения» (специальности: 19.00.05- Социальная психология, социология и психология личности и 13.00.05.- Теория и организация социально-культурной деятельности).
      Дополнительная информация: президент некоммерческой научно-образовательной организации «Институт психологии личности профессора Е.В. Руденского», практикующий психолог, основатель компетентностно-дефицитарной концепции психологической диагностики проблем социального функционирования личности и дидактической модели индивидуального развития социальной, когнитивной и эмоциональной компетентности личности.
      Организует и руководит мастер-классами развития концептуально-аналитического мышления работников образования и государственных служащих.
      Научные публикации:
      1.Психосоциология праздничного общения.- Кемерово:Томь, 1990.
      2. Социальная психология.- М.: Инфра-М,1997.
      3.Психотехнология общения менеджера - М.: Инфра-М,1997.
      4.Введение в теорию и практику психотехнологий общения учителя как менеджера.- Кемерово: Изд-во ОблИУУ,1995 ( в соавторстве с Т.С.Паниной).
      5. Дефект социализации личности в образовательном процессе школы как предмет социально-педагогического исследования.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001.
      6. Экспериментально-психологические основы социально-педагогической виктимологии.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000.
      7. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: генезис, феноменология и онтология. Теоретико-экспериментальные основы социально-педагогической виктимологии образования. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПР, 2003.
      8.Методологические основания виктимологии образования. – Новосибирск: Архивариус-Н, 2004.
      9. Теоретические основания виктимологии образования. - Новосибирск: Архивариус-Н, 2006.
      10.Социальная работа: виктимологическая концепция клинико-социологической парадигмы. –Новосибирск: Сова, 2006.

eXTReMe Tracker
 Новости  Мероприятия месяца  Фестивали, конкурсы  Семинары, курсы  Контакты  
 
© 2007-2023 г, ГАУК НСО НГОДНТ
Решаем вместе
Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите - решим!