Судьба — по дереву резьба (о мастере Сергее Ивлеве из Бердска)
На первой странице фотоальбома, оформленного еще к 60-летию со дня рождения, юбиляр Сергей Ивлев — худенький, в огромных очках, прилепленных на лоб — работяга. Фотография 1961 года. «Как давно это было! — листая его, говорит мне собеседник, и добавляет: — А кажется, будто вчера...».
Сегодня ему уже далеко за шестьдесят, но выглядит все равно молодцом. В фотоальбоме — снимки его древесных скульптур – детищ художника.
Сергей Ивлев — старожил Бердска, его руками украшен наш город: пойдите в городской парк, в детские сады, например в ДОУ № 20, ДОУ № 16, — всюду его деревянные скульптуры. Трудолюбивый, старательный, терпеливый человек этот Сергей Анисимович! Творческая жилка в нем всегда была, в каждом деле, каким он увлекался и занимался, чувствовался особый, неординарный, подход. Со временем увлечение резьбой по дереву переросло в дело жизни. И сегодня Сергей Ивлев всем больше знаком как мастер деревянной скульптуры. Он своему увлечению благодарен — говорит, что стольких удивительных людей встретил за свою жизнь благодаря этому творчеству. Это были и административные работники, подсказавшие: мол, тебе надо заняться резьбой всерьез, и коллеги. Поддержавшие с самого начала жители города, которые, заинтересовавшись процессом резьбы, подходили со словами: «Как здорово! А можно этому научиться?».
Сергей Анисимович рад, что его работы волнуют, привлекают внимание. Он с удовольствием, за чисто символичную плату, оформляет своими скульптурами парковые зоны и территории детских садов. Он любит, чтобы было красиво. Счастлив творить для детворы. И вносит в облик родного города свою позитивную лепту. Причем даже не особенно сожалеет, что скульптуры из дерева быстро поддаются погодной «коррозии» и ветшают. «Сочиним новые», – смеется он, пока руки работают, голова светлая, мастеровой человек готов на трудовые подвиги во имя всеобщего блага. Он их в буквальном смысле слова сочиняет сам, подчеркивая при этом: не все в этой жизнь меряется рублем. Превыше всего Сергей Анисимович ценит сам процесс сотворения прекрасного.
Он не только скульптор — еще и поэт...
В его архиве бережно хранятся записные книжки со стихами и «мыслями по поводу»... С возрастом он увлекся космической темой. И многие стали его считать еще большим чудиком, чем всегда. А этого человека волнуют законы Вселенной и вечные вопросы жизни на Земле, будущее планеты. Имеются собственный взгляд на события, личное мнение на этот счет и громадный интерес к области непознанного.
Зачем нужна «пустая» голова?
Ему всегда есть что сказать. И, несмотря на кажущуюся беззащитность, С. Ивлев — крепкий орешек, он умеет постоять за себя и за справедливость. Но никогда и никому, как сам выражается, «не объявляет войны». Надо — воюет, отражая нападение. «А вообще я мирный», — смеется творец прекрасных скульптур. Но если надо... «Язык мой — самовольный элемент», — говорит о себе автор. Не может он его удержать, говорит открыто, честно, что думает — и так всегда. Не умел и не хотел никогда маскироваться.
Из заметок автора: «Одна дама, беседуя со мной, сказала: “Ты, братец, дурак, и в голове твоей мозгов быть не может”. Мне немножечко стало обидно. Но, поразмыслив над этим, я признал ее правоту. Только в пустой (свободной от условностей и стереотипов голове могут разместиться разные галактики, квазары и пульсары и прочая мелочь — космическая. (Только такие головы могут мыслить масштабно). Только в пустой голове могут разгуливать катаклизмы нашей планеты! Голова, забитая мозговой массой, не способна увидеть и осознать то, что ее не касается. У нее все разложено по клеткам. Пустая голова свободна от этого бремени. В пустой голове ветер гуляет. В пустой голове рождаются композиции ни разу не виденные и не слышанные. А самое интересное то, что пустая голова не воспринимает суету и возню повседневной жизни».
Отрешившись от всего земного, именно такая голова рождает конгениальные мысли, делает открытия и шедевры и видит глубинные процессы Вселенной.
Сейчас в судьбе Сергея Ивлева как раз такой период — выйдя на заслуженный отдых, он занимается тем, что его больше всего интересует. Сергея Анисимовича со страшной силой привлекают вселенские процессы взаимодействия звезд, планет, галактик. Если бы можно было начать жизнь с чистого листа, наверняка увлекся бы астрономией и изучением астрофизики. У него это здорово получается. Наверное, в прошлых жизнях он был и алхимиком, и философом, и исследователем космоса. А, может быть, небожителем?
Все мы — инопланетяне
Как рождаются и мужают такие вот российские самородки? В какой глубинке появляются на свет?
«Под старость лет я стал писать стихи», — признался герой, самородком себя не считающий, а больше склоняющийся к тому, что ему подходит звание «чудик»…
Родился будущий мастер в 1936 году, зимой, под Новый год. Поначалу рос в сельской местности, любил покосы, впоследствии познал городскую жизнь и нелегкое производство, работал на предприятии «Тяжстанко», на формовке, «стоял на вахте у печи». Отслужил срочную и перебрался в Бердск из родного Покровска, и новый город принял его в свои объятья. И он его полюбил, как любил и малую свою родину.
Жил у тетушки. Устроился на работу в литейный цех бердского радиозавода, и началась новая в его жизни «горячая страда». «Судьба распорядилась мной в обличье жены», — с улыбкой рассказывает он в своем стихотворении. Дальнейший путь — перешел работать в инструментальный цех: заточником, затем шлифовщиком, где погрешность от допустимого — на микроны. Это-то и был тот этап, после которого Сергей взялся за резец. 15 октября 2002 года он пишет свою «поэтическую автобиографию»:
…Судьба вращается с Землей
Иль бес во мне сидит,
И так, елейным голоском,
Он изнутри нудит:
— Не то, не то, не те дела,
Не трать денечки зря!
Есть мир искусства, он велик.
Он поглотит тебя!
Итак, я взялся за резец,
Стал дерево строгать,
А на досуге, в тишине
Великих изучать.
И мир открылся для меня -
Огромен и красив!
Земли родная красота
И Космоса массив!
...Пока живу, пока дышу
И финиш далеко —
Творю руками и душой —
Свободно и легко.
И многоточие опять
Поставлю под конец
Открытой повести судьбы,
Которой сам творец!..
Вот так внутренний голос подсказал: «Есть мир искусства, он велик, он поглотит тебя!». Так и случилось. В резьбу по дереву Сергей Анисимович сразу ушел, как говорится, с головой. Дальше — больше. От изучения и сотворения красоты на Земле мысли потянулись в просторы великого Космоса, что так притягателен сегодня для многих...
Ивлев уверен, что верна гипотеза о внеземном происхождении всего живого на Земле. Сюда из Космоса жизнь попала в виде спор. Из них и развивалась постепенно жизнь вместе с живыми существами. Стало быть, есть вероятность, что все мы с вами — инопланетяне, и наши предки прилетели с небес в виде «зернышка», на земле проросли...
Его стихи заряжены позитивом, шероховатость рифм и слога сглаживается остротой подмеченных образов. В них силен накал, и все, о чем говорит и пишет Сергей Анисимович, «не просто так», — все это затронуло его душу, проняло до самой глубины.
Мечта о космосе
Чуден сон, — а мир прекрасней, ты за небо загляни.
Там увидишь и услышишь, как поют в тиши миры!
Вот красавица-комета распустила паруса,
Возбудила атмосферу и умчалась в небеса!
Марс с Венерой, не шепчитесь! Вы у мира на виду.
Обвенчаться торопитесь, чтобы не сгореть в аду!
А Юпитер многодетный размечтался, как в бреду,
Отобрать решил колечко у Сатурна — ну и ну!
Со всемирным тяготеньем бой затеяли Гиганты.
И остались от Гигантов только маленькие кванты,
Порожденные трагической судьбой!!!
Караван планет прекрасных путешествует в пространстве,
Цель — познание галактик и квазаров на пути:
Есть ли жизнь? Где? И какая?
Можно ль с нашей совместить? Или просто погостить!
В той туманности — беда. Взорвалась одна звезда!
Возмутила и других, стареньких и молодых.
Был отброшен Караван. На планетах много ран.
Расплескались океаны, заработали вулканы —
Поднялся такой Содом. Словно провалился дом!
Энергетика — в порядке. Удираем без оглядки!
Оторвались от туманности — засияли звезды радости!
В хороводе этих звезд крутятся планеты.
Мы отправим корабли на планеты эти!
Как огромен новый мир, не похож на прежний:
Красный, синий, голубой, желтый, белоснежный!
Мир живой и неживой — все перемешалось!
Тени. Призраки снуют, Чудо показалось...
Всё гостям Вселенским радо. Жизнь — блаженство и отрада.
Хоть для нас желанный рай!
Караван, не трать секунды, дальше в Космос улетай!
В музее на выставке
Как холодно в зале. Служители просят:
«Простудитесь, братец, наденьте пальто!».
Смеясь, отвечаю: «Сейчас вас согрею,
Со мной есть печурка — души торжество!».
И я достаю саквояж свой бесценный,
Включаю реактор — даю обогрев. (на полный напор)
Ожили сердца, засияли, улыбки,
А в этом углу уже слышится спор.
Пейзаж обсуждают!
Знакомые, милые, добрые лица,
За что вы попали в такую беду?
Правители нас обдурили немножко,
Энергию мысли пустили в трубу!
Сожгли сперва уголь, добрались до нефти,
Не думая долго, был выпущен газ,
Вернулись к дровам, попали все рощи,
Пески лишь да скалы оставили нам!
А как же нам выйти из этой порухи?
Давно уж пора позабыть про мечи!
Лишь творческий труд, а не дурь ради скуки.
В гармонию жизни вольются мечты!
Что нужно Земле, чтобы жизнь не погибла?
Воссоздай (восполни) с лихвой, что порушил сейчас!
Используй энергию плазмы Вселенной —
Единственный выход остался у нас!
Моя звезда
Звезду мне дарят небеса.
Вот чудеса так чудеса!
Звезда упала на ладонь,
Вокруг меня горит огонь!
Зачем меня он не спалит?
«Не бойся, милый, – говорит.
– Живи, твори, тебе не грех,
Ты больше думаешь за всех,
Ты по натуре не скупой,
Не тянешь все подряд домой!
Создай о Космосе фрагмент,
Я освещать твой буду стенд.
На полотне изобрази
Пространство и его миры.
Куда? Откуда и зачем?
Чтоб это ясно было всем!
Пока ты думаешь творить,
Я буду с радостью светить.
Увянет творчество твое —
Угаснет и тепло мое».
С тех пор живу я со звездой,
И озарен мой путь земной!
В другом стихотворении заложена мудрость — жизненная, исконная, остро современная. Стихотворение как бы незаконченное, точка поставлена до концовки. Это позволяет поразмышлять — почему так получилось и произошло, и прийти к выводу о важности согласованных действий — и в душе каждого, и в обществе в целом, и во Вселенной, в тех мирах, что зовут и влекут автора своей невероятной глубиной и разноплановостью. Он жаждет открытий, его Дух совсем молод, и сердце открыто тайнам, которые не постиг…
Мысли — кони вороные.
Запряги и побегут.
А куда? Куда направишь:
Всюду с радостью их ждут.
В данном случае упряжка
Состоит из двух частей:
Конституция — коляска,
Дума — правящий жокей.
Старт возьмем из недалека,
Но в далекие края.
Конституция сказала:
«Отвезу я вас в коммуну,
Будьте счастливы, друзья!».
Вороные распластались.
Грязь летит из-под колес,
Позади уже остались
Нищета и море слез.
И забыл жокей про кочки
Да ухабы на пути,
Растеряла все колеса
Конституция в пути!
Почесал жокей затылок.
Мастеров стал нанимать.
По колесику на брата,
Чтоб путь дальше продолжать.
Быстро сделали колеса.
А размеры? Вот беда!
Получились разномеры
Все четыре колеса.
Уж не мчится удалая
Конституция вперед.
Доля горькая и злая
Впереди жокея ждет.
Постскриптум.
Вот такой он, бердчанин, мастер Сергей Анисимович Ивлев, мечтающий о путешествии во времени, умеющий воплощать в реальность мечты на земле. Такими талантами, творцами и энтузиастами богат город Бердск. И очень здорово, что живут среди нас эти люди, способные выбраться из жизненной рутины и творить земные чудеса, заставляющие других встряхнуться и отвлечься от повседневных забот, вспомнить, что помимо треклятого «надо» есть упоительное «хочу», что за ишачьим трудом следует полноценный отдых, а мир сияет красками, как и тысячелетия назад. Только надо обратить на себя и на него, на этот Мир, внимание и открыть глаза шире...