Надежда Владимировна Мельникова,
старший научный сотрудник
Новосибирского государственного художественного музея
Продолжение своей природы
С давних времен материалом для прикладного творчества служило все, что давала природа. В современном мире с развитием промышленной техники появилось много новых материалов и изделий, которые украшают быт человека, освобождая его от трудоемкого творчества. Однако неудовлетворенность, стремление к совершенству и красоте, которое живет в творческом человеке, не дают ему скучать. Тиражированные, обезличенные техникой изделия не могут дать того тепла и восхищения внимательному зрителю, как работы оригинальные, одухотворенные индивидуальностью мастера.
Из всех видов изобразительных искусств наиболее массовым является декоративно-прикладное. Последнее время на фоне проблем развития профессиональной живописи, графики, скульптуры прикладное искусство, особенно народное, заметно выделяется. Активность прикладников объясняется свободой самовыражения. Не обременённые специальными дипломами, строгим художественным советом, они руководствуются собственными эстетическими знаниями и внутренней интуицией. По сути авангардным искусством в Новосибирске на данный момент являются кукольное и лоскуточное искусство. Народные мастера, их богатое воображение и смекалка постоянно открывают для нас новые техники с использованием новых материалов. Последним таким открытием явилась вышивка лентами.
Новосибирский Дом народного творчества долгие годы работает именно с такими мастерами. В апреле 2011 года прошла областная выставка-конкурс «Вышивка лентами». Широкий диапазон представленных изделий в технике вышивки лентами – картины, украшения, костюмы, сувениры – демонстрируют универсальность и популярность этого нового вида творчества. Смешение материалов, применение других техник, разнообразие жанров и идей были настолько обширны, что это даже мешало жюри сосредоточиться, затрудняло выбор лучшего из лучших.
Самым распространенным жанром на выставке был натюрморт. Изготовление цветов с помощью лент – удачное продолжение традиции плетения венков, где лента графически является линией стебля, травинки, листочка или лепестка. С помощью различных приемов скручивания, поддевания, переплетения (и бог знает еще каких выкрутасов) мастера добиваются точного рисунка формы предмета. Богатство цветовых сочетаний, живописность нюансов и неодинаковый ритм линий придают музыкальность выразительному образу. Такими профессиональными выразительными средствами владеют мастера Л. И. Яичникова («Солнечный букет»), Л. М. Баркова («Сирень»), С. А. Гвоздева («Созвездие цветов»), С. М. Васильченко («Ромашки») и многие другие. Особенно поразили «Маки», «Розы» и «Лилии» Л. М. Шелестовой из Здвинска, которая смело применила скульптурный прием и добилась этим монументальной барельефности в изготовлении цветочных панно.
Второй по популярности жанр в технике лентами на этой выставке – пейзаж, объединенный с изображением животного мира, – опять же близок к характеру вышивки любым материалом, в том числе и лентами разного размера в сочетании с другими нитями, помогающими мастеру передать фактуру и текстуру растительности и покрова животных. В изготовлении пейзажа трудность представляют построение перспективы и передача состояний природы. Р. А. Полянской из Карасука в работе «Вид на бухту» помогла готовая гобеленовая основа, а Л. М. Шелестова, полагавшаяся на своё чутье, обошлась в работе «У реки» плоскостным решением. Но это не умаляет достоинств этих работ в передаче пряной южной природы в первой работе и красоты родной земли – во второй.
Более удачны были картины в жанре анималистики. Особенно выразительны «Журавли и цапли» Л. М. Барковой, «Лето. Птицы» Г. И. Кулагиной, «Лебеди» Г. И. Астаховой и портрет лисы Н. А. Ваниной из Мошково, который она ласково назвала «Красавица». Необычайно интересно рассматривать картину «На подворье» Л. А. Сморгович, где автор прибегает к сюжетности, как настоящий художник. Все персонажи, объединенные одним двором и одной жизнью, наделены не только внешней схожестью, но и внутренней общностью характера.
Современный человек, принадлежащий к промышленно-индустриальному обществу, в основном пользуется готовой продукцией. Красота рукотворного мира вещей, особенно одежда, остается за гранью его возможностей. Одеваясь в безликий, бездушный, штампованный ширпотреб, мы с интересом и восхищением смотрим на мастериц, создающих наряд своими руками. На выставке трудно было пройти мимо работ Дарьи Свиридовой из Краснозёрского, которая представила яркий карнавальный костюм «Волшебница», а также платьев тематической серии «Времена года» коллектива из Здвинска. Дизайнерский подход к созданию этих образов говорит об эстетическом вкусе здвинских участниц.
Среди предметов быта наиболее распространенными были аксессуары и сувениры. Запомнились шкатулки Е. В. Тимофеевой из с. Тебисское Чановского района; аппетитная, выполненная в виде свадебного торта, подушка «Подарок невесте» Н. Л. Коростелевой из Краснозёрского; всевозможные сумочки, бусы и шляпы.
Как часто мы без всякого сожаления расстаемся с вещами, выбрасывая их, как только они захватывают слишком много нашего жизненного пространства. А смогли бы мы выбросить вещи, изготовленные нашими собственными руками?! Невольно человек превращается из одухотворенного созидателя в бездушного потребителя.
В этой связи истинным откровением стали работы, основанные на переосмыслении, преобразовании старых вещей. Изношенный поднос, украшенный ленточными цветами, в руках мастериц Р. А. Полянской и Е. В. Тимофеевой оживает, превращаясь в живописное панно. Кукла О. В. Асосковой из Куйбышева становится дымковской «Барыней». Так вторая жизнь изношенных вещей возрождает не только связь с русскими художественными промыслами, но и сакральные традиции предков.
Люди давно заметили, что любая творческая работа доставляет удовольствие и духовное наслаждение, а некоторые предметы быта достигают уровня художественной ценности произведений искусства. Наслаждения другого рода, например достижение богатства или власти, по сравнению с творчеством не имеют большого значения. Ещё А. П.Чехов писал: «Кто испытал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют».