Виктор Сааду (г. Купино),
обладатель специального диплома
«За объективный взгляд на современную действительность,
чувство юмора и самобытный авторский стиль»
в номинации «Проза» областного конкурса «Таланты народные»
Писать стихи начал лет 15 тому как. Пишу не регулярно. Собственных сборников не имею. Публикуюсь, время от времени, в районной газете. Печатают не всегда по причине некоторой созерцательности, едкости и саркастичности взглядов на «объективную действительность». Много эпиграмм, но, полагаю, они здесь ни к чему. Всегда был и остаюсь патриотом своей земли. Поэтому иногда пробивает на возвышенные чувства. Отсюда песни о земле, стихи о природе.
Внезапности бытия
Реальные случаи, наблюдаемые или произошедшие со мной
«Не моё, понимаешь…»
Рассказ о том, как стал зенитчиком, сосед – ветеран войны, богатырского сложения старик, начинал так:
– На Дальнем Востоке было. Шёл 31-ый год. Призвали, понимаешь. В парашютисты как раз стали отбирать ребят, поздоровее. Понятно, и я попал в эту команду. На земле всё обсказывали, как да что, парашют учили складывать да раскладывать. А тут, понимаешь, с «кукурузника» хотели скинуть. В самолёт посадили, парашюты нацепили, объяснили, за что дёргать, да как приземляться, чтоб ноги не поломать. Ну, думаю, живое дело.
Тут сколько времени прошло, открывают люк и по одному – пошёл, пошёл! Подхожу последним, вспомнил на грех: крышу с батей делал – голова кружилась… Глянул вниз – всё! Не моё, понимаешь! Упёрся в косяки руками и ногами, и ни с места. Два инструктора и по рукам меня били, и уговаривали, и под коленки подломить пытались, чтоб пригнуть, понимаешь, и вытолкнуть. Да куда им… жидковаты оказались, понимаешь… Так на базу и привезли.
Сверху вниз – не моё оказалось, а вот снизу-то вверх, по самолётам, как раз хорошо пошло, понимаешь...
«Кормилец, понимаешь…»
Шла уборочная. Сын в ночную смену возил от комбайнов на ток зерно. За ужином у полеводов появилась бутылка, и шофёр не удержался, тоже выпил. Ночью ГАИ в поле не появится – бояться нечего. А раз выпил – удали вдвое больше. Вот и решился сын помочь старикам материально – свернул с поля не к току, а во двор к отцу. В темноте открыл ворота, ссыпал зерно посреди двора, стукнул в окно. Вышедшему отцу с гордостью шепнул, мол, вот, пап, прибирай потихоньку. Н. М. оглядел кучу пшеницы, пошёл в сарай. Вышел со здоровенной совковой лопатой, молча протянул её сыну.
– Не, пап, я ж на смене, мне некогда!
– Ты вот что, не торопись, а живенько всё это обратно, в кузов, понимаешь.
На попытку сына возмутиться так цыкнул, что тот мигом схватил лопату и, ругаясь шёпотом, стал грузить зерно. Закончив, утирая пот, выпрямился, обалдело уставился на отца, стоящего около уже с метёлкой:
– А теперь и подмети за собой, раз напакостил, кормилец хренов, понимаешь!
Рождение афоризма
В старину в деревенских семьях утиральник (полотенце) ежедневно вывешивали свежий, но один для всей семьи. Сын-подросток в большой семье с утра возмущается:
– Надоело мне каждый день мокрым полотенцем вытираться!
На что мать лукаво удивляется:
– Да ты посмотри-ка, вот беда, а ведь вешаю сухое! – и смеётся.
А дед назидательно добавляет:
– Богато жить будет тот, кто по утру сухим полотенцем утирается.
Преимущество возраста (рассказ пожилой соседки)
Хожу утром на «цыпочках», чтобы молодую невестку не разбудить, и не завидую её сну. Она нынче стирать будет. Собиралась встать пораньше. Вот ведь мучается, со сном борется. То ли дело старость! Я встала нынче в полчетвёртого (в смысле – ночи), и бороться не надо было! Ещё только полвосьмого, а уж всё, что планировала, переделала. Зашла в свою спальню, приткнулась, полежала-полежала, а сна как не было, так и нет. Видно, к невестке ушёл. С молодой-то ему интересней.
Особенности процесса
Соседки-старушки беседуют о внуках. Баба Маня жалуется на то, что не успевает за внуками мыть посуду, которые «бесперечь едят по пяти разов на дню».
– Варь, а сколько раз ваши едят? – спрашивает она соседку.
– Да один раз. Вот как откроют глаза утром – начинают, и так пока не лягут.
Мудрый совет
Супружеская пара на танцах в санатории. Она танцевать, видно, не любит. Он танцует с удовольствием, приглашает её на очередной танец. Она капризно:
– Не хочу! Я устала!
– А с кем же мне танцевать? – с тайной надеждой в голосе спрашивает он.
Она вздыхает и, делая ему великое одолжение, всё-таки нехотя идёт, топчется по кругу. По окончании танца снова усаживается на диван.
Пожилая женщина с костылями, сидящая на диване:
– Милая, чего ты в него вцепилась? Помнишь, Пугачёва пела: «Танцевать – не целовать»? Отпусти мужа, вон, сколько женщин стоят без партнёров, пусть мужчина натанцуется от души. Всё под твоим контролем. Куда он денется с подводной лодки?
Существенное уточнение
Сотрудница, имеющая двух дочерей, попадает в роддом. Пролежав неделю до родов, она успевает всему персоналу надоесть рассказами – жалобами, что девочек в семье уже двое, а муж мечтает о мальчике. Далее историю рассказывает родственница мужа:
– Звоним мы с Володей в роддом, он спрашивает, не родила ли Иванова. Там ему что-то ответили, а он как закричит: «Как две девочки?!» Трубку бросил, осел на диван и простонал: «Девки! Двойня…» А я слышу, что в трубке ещё что-то говорят. Перехватываю, переспрашиваю. Оказывается, рожали две Ивановых. Вот его и спросили, той ли Ивановой интересуются, у которой две девочки. А дальше он уже не слушал. Вот у той, уточняет фельдшер, у которой дома две девочки, родился сын. Для мужика радость чуть инфарктом не обернулась.
Несбывшееся (покупатели в отделе детской литературы)
– А я в детстве больше сказки любил читать. Всё мечтал стать Иваном-дураком, которому всегда везёт…
– Ну и?
– Ну, Иваном не стал, а дураком… я видно уже родился.